Сменить профессию и стать арт-директором в Голландии за 1 год

Girls do IT
8 min readAug 27, 2020

В telegram-канале сообщества Girls do IT много интересных читательниц, поэтому мы решили взять интервью у одной из них. Сегодня у нас в гостях Наталья Иванова — предпринимательница, получившая образование социолога и переехавшая в Голландию. Мы поговорили о том, что стоит учесть при смене профессии и как понять, чем хочется заниматься.

Наташа, расскажи, как ты начала свой путь?
Всю жизнь я была классическим ботаном. И самое обидное, что ботаном-троечником. Это, наверное, самое неэффективное сочетание качеств — пахать сутками и не получать результатов в виде хороших оценок. Было трудно, я чувствовала, что жизнь проплывает мимо меня, пока я сижу за учебниками. После окончания социологического факультета в СпбГУ я переехала в Нидерланды для получения магистратуры по социологии в Erasmus University of Rotterdam, которую успешно закончила в пост-кризисное время. Работы по специальности в этот период не было. Поэтому я устроилась в службу поддержки клиентов сельскохозяйственной компании.
Назвать это мечтой было сложно. Но еще сложнее оказалось сформировать эту самую мечту.

Поясни, пожалуйста, почему трудно было назвать это мечтой?
Для человека с моими амбициями это воспринималось как шаг назад на всех уровнях. После жизни в мегаполисе и обучения за границей мне было сложно смириться с тем, что мои ежедневные обязанности заключались в подборе крючков для помидоров в небольшом офисе посреди поля (многие сельскохозяйственные компании Голландии располагаются рядом с фермами). От этого постоянно было не по себе, поэтому я поставила перед собой цель — найти то, чему хотелось бы посвятить свою жизнь. За пару месяцев работы в аграрной компании я поняла, что оставаться долго здесь не смогу. После этого я проанализировала свои сильные стороны и у меня начался период различных экспериментов.

Есть какой-то лайфхак? Как ты проводила такой анализ и что делала дальше?
Я собрала в единую схему все, чем занималась со времен садика, школы и университета.

Определила по списку:
1. Что я никогда не любила делать. Здесь надо быть максимально честным с собой и отсекать все, что не приносило кайф на 100%;
2. Чем мне нравилось заниматься;
3. Что из этого у меня получалось и успех подтверждался оценкой общественности;
4. Что из того, что мне нравилось и было успешным, я делала уникально;
5. Что отличало меня от других.

После я выделила свои сильные стороны:
+ я быстро генерю глобальные и инновационные идеи;
+ вижу нестандартные решения к комплексным задачам;
+ умею быстро анализировать большой объем информации и находить нужную;
+ все планирую и строю стратегии;
+ хорошо самоорганизуюсь;
+ имею нюх на визуал, особенно, в работе с цветом и композицией.

Дальше я стала влезать в различные курсы и мастер-классы: от программирования до рисования акварелью — все ради поиска того самого «клика». После 2-х лет, миллионов курсов и потраченных сбережений я наконец-то определилась. Мне хотелось стать крутым арт-директором.

Получается, ты решила кардинально сменить сферу работы. Какие перед тобой стояли задачи? Что помогло?
Главная и самая сложная задача была как раз в этом: я мечтала стать арт-директором, будучи кастомер-саппортом без художественного образования и опыта. Следует также учитывать, что сама идея сменить сферу в Нидерландах была практически невыполнимой из-за особенностей найма работников. Здесь ты работаешь именно по той специальности или в той сфере, на которую выучился.
Удивительно, но в этом вопросе мне на помощь пришла моя профессия социолога. Благодаря проведенным мною исследованиям, анализу рынка и четкому плану я смогла в течение одного года стать арт-директором крупнейшего медиа-холдинга в Нидерландах.
За этот год я дважды устроила себя на должности, на которые формально не подходила, в компании, которые не искали сотрудников. Один раз даже сама придумала название специальности и тестовое задание. Выполнила его на отлично, получила желаемую позицию — в результате поработала y бывшего директора Walt Disney, сделала продукты для мировых брендов, таких как Red Bull, Tommy Hilfiger, Calvin Klein. Затем наконец стала арт-директором и продолжила снимать телевизионную рекламу, делать сайты и другие диджитал-продукты для крупнейших брендов, о которых знает абсолютно любой голландец.

Почему ты устраивалась в компании, которые не искали сотрудников?
Я выбирала не конкретную профессию, а компанию, которая мне нравится. И так получилось, что на тот период вакансий в них не было.

Ты сказала, что придумывала себе роли. Почему?
Классические функции (джуниор дизайнер, маркетолог), на которые я в тот момент могла претендовать без опыта работы, не включали в себя те задачи, которыми я хотела заниматься. На первой работе я придумала себе позицию Creative Concept Developer и отвечала за креативную стратегию компании, инновационные концепты, проводила исследования, вела проекты и создавала новые продукты вместе с командой.

За счет чего тебе удалось получить долгожданную должность?
За счет опыта, полученного в кратчайшие сроки благодаря моей стратегии. У меня было сильное портфолио с проектами для известных мировых брендов. Важно было еще и то, каким образом я подавала на должность и как вела себя на собеседовании. Я НЕ использовала классическую подачу резюме по e-mail и НЕ устраивалась на работы через знакомых. Моя первостепенная задача состояла в том, чтобы меня заметили люди, ответственные за принятие решений. Я приходила в офис несколько раз и искала возможность поговорить напрямую с руководящим составом. За это время мне удавалось также побеседовать с сотрудниками, узнать больше о компании, начиная от ее истории до дресс-кода. Я шла на собеседование уже полностью подкованная внутренне и внешне. А дальше в дело вступали мои профессиональные навыки, портфолио и умение вести переговоры.

blackredstories

Чем занимаешься сейчас? И что планируешь делать дальше?
Сейчас моя ботанская душа тащит меня в новые приключения. Я поняла, что готова создать что-то свое. Этим летом я уволилась с работы и даже сделала комикс на эту тему. На данный момент развиваю два своих проекта. Один посвящен финансам — это будет анти-стресс платформа с сообществом для тех, кто строит свой путь к финансовой независимости. Главная идея — сфокусироваться на разумном балансе между вкалыванием на свою мечту и здоровьем как физическом, так и ментальном. А второй проект — креативная маркетинг-студия, которая специализируется на услугах для социально-ответственных бизнесов (purpose-driven businesses) по всему миру.

Давай обобщим. Если бы ты сейчас могла пройти такой же путь, что бы сделала иначе?
Я долго думала о том, что сделала бы по-другому, если бы начала свой путь заново. Ответ всегда один и тот же — я бы повторила все один в один. Не знаю, как можно было это осуществить еще быстрее и результативнее.

Важно осознать, что все происходящее с тобой (неважно, плохое или хорошее) на самом деле имеет свой смысл.

Какой совет «в прошлое» ты бы себе дала?
Помимо банальных и классических советов из разряда «не смотри на других», «будь смелее» и «не бойся того, что подумают о тебе другие», важно осознать, что все происходящее с тобой (неважно, плохое или хорошее) на самом деле имеет свой смысл. Поэтому рекомендую научиться принимать ситуацию, в которой ты сейчас находишься, так как она — неотъемлемая часть пути. Ее значение ты обязательно поймешь позже, когда все встанет на свои места.

Пример: мое сильнейшее разочарование в профессии-социолога, по которой я заканчивала университет. Я считала эти годы учебы пустой тратой времени. Думала, что социология не дала мне никаких практических навыков и вообще это не профессия. Я жалела, что не пошла учиться на что-то более прикладное и понятное типа графического дизайна. По прошествии времени я поняла, что именно социология дала мне возможность заниматься тем, чем хочется. Благодаря ей я научилась видеть ситуацию глобально, одновременно анализировать огромное количество факторов, замечать причинные связи на высоком уровне и находить нестандартные решения. Социология научила меня исследовать, в том числе и саму себя. Это помогло найти дело по душе. Умение анализировать позволило сформировать уникальную стратегию. Практики интервью, полевых исследований и фокус-групп дали уникальные навыки общения с людьми. Все эти качества невероятно важны в предпринимательстве, чем я сейчас и хочу заниматься. Самое главное — социология привела меня в Голландию, где я встретила своего молодого человека — мою самую большую победу. Сейчас в моей голове все сложилось в пазл и я искренне благодарна тому, что в 16 лет сделала тот выбор.

Как тебе удалось так быстро достичь желаемых целей?
Если обобщить, то в достижении целей мне помогли два основных навыка: умение вкалывать и нетривиальный подход к задачам. Уверена, что поодиночке они бы не дали нужного результата. Отработав 8-ми часовой день в сельскохозяйственной компании, я мчалась домой учиться, делала фриланс проекты по ночам, на выходных и во время отпуска. Такая 100% отдача помогла в кратчайшие сроки понять, что нравится, и собрать конкурентоспособное портфолио. Однако, одно портфолио не решало ничего. Мне нужно было, чтобы меня заметили среди тысяч талантливых профессионалов с художественными школами за спиной, профильным образованием и опытом работы. Я думала, как сделать так, чтобы работодатель из креативной индустрии заинтересовался именно мной, не имеющей всего вышеперечисленного? Здесь я воспользовалась умением смотреть на вещи нетривиально.
Я понимала, что не смогу сразу же устроиться на должность арт-директора. Типичные пути к данной должности обычно начинались с позиции джуниор дизайнера или маркетолога. Это было долго. Поэтому я решила, что мне нужно создавать новые должности «под себя» и устраиваться на них, продавая свою уникальность и экспертность. Это было хорошо для работодателя, так как они получали нешаблонного специалиста с интересным набором качеств и навыков. И было хорошо для меня, так как таким образом я могла заниматься тем, что мне нравится, и постепенно собирать через эти должности максимум навыков, которые нужны арт-директору. Так я и поступила. Это сработало.

Кто тебя вдохновлял, поддерживал?
Мне безумно повезло, так как во всем, что я задумываю, меня поддерживает и вдохновляет мой soulmate — мой молодой человек. Какой бы безумной ни была затея, он всегда абсолютно уверен, что я найду способы ее осуществить. Я застенчива и не уверена в себе, а мой молодой человек является тем важнейшим и недостающим пазлом, той уверенностью в моих силах, которой мне самой всегда не хватало. С таким человеком рядом мечтать широко легко и не страшно.

Наши мечты, как и мы, меняются и растут в течение жизни.

Сбылась твоя мечта? Ты хотела стать арт-директором, а сейчас нашла новые приключения. Почему?
Наши мечты, как и мы, меняются и растут в течение жизни. После выпуска из университета я пробовала разные курсы, делала фриланс-проекты и пыталась найти то, что нравится. Собрав все воедино, я поняла, что люблю генерировать идеи, вести креативные проекты от начала до конца, общаться с клиентами и командой. Самым главным для меня было то, чтобы моя деятельность и задачи постоянно менялись, иначе мне становилось скучно. Я хотела иметь возможность заниматься одновременно и сайтами, и рекламными кампаниями, и приложениями. На основе данного описания я стала искать должность, которая содержала в себе эти ключевые моменты. Их воплощение на тот период я нашла в позиции арт-директора в креативном бюро. За это время я выросла и изменилась. То же самое произошло и с моими мечтами. Теперь я мечтаю не просто делать проекты, а создавать что-то более масштабное — бизнесы, продукты, сообщества.

Проводила интервью: Кожухова Юлия
Редактировала интервью: Регуш Анна

Ждем ваших комментариев и вопросов.
Подписывайтесь на аккаунт сообщества Girls do IT, чтобы не пропустить следующие интервью.
Следите за нами в Instagram, Fb.
Присоединяйтесь для обсуждения в чат телеграмма.
И пишите нам, если хотите поучаствовать в беседе и поделиться своей историей. Это вдохновляет нас и других участниц сообщества на новые свершения!

--

--

Girls do IT

🙋🏻‍♀️Сообщество, которое помогает и поддерживает девушек в сфере IT/digital посредством образовательных мероприятий для женщин💻